Арт-словарь

Арт-словарь Sinara Art Gallery – это набор терминов и понятий, которые понадобятся вам при посещении Синара Центра и представленных в галерее выставок. Каждую неделю мы будем рассматривать одно из понятий из истории и теории искусства, и после теоретической подготовки вы можете прийти к нам и увидеть все в живую. В соцсетях вы можете отправлять запросы, и мы подготовим определение того термина, которой интересен или непонятен именно вам.

Словарь на данный момент находится в процессе формирования. 

                           
Синара Центр 2020

П - Пошуар

Пошуар (от фр. pochoir — трафарет, от poche — карман, сеть, мешок) – техника трафаретной печати — создание цветной гравюры или рисунка через «окошки», прорезанные в картоне или бумаге (выполнялась тампоном, жесткой кистью). В зависимости от количества цветов создается определенное количество трафаретов. Особенность техники состояла в том, что впечатление оригинального рисунка сохранялось при тиражировании листа. Пошуар как техника возникает в XX веке, ее используют для облегчения создания цветных иллюстраций и графических серий. Одним из первых художников, работающих в данной технике, был граф Андрей Ланской, который создавал абстрактные печатные серии (его работы были представлены на выставке «Гении русского зарубежья. Возвращение имен» в Галерее Синара Арт). На Урале данную технику развивал самобытный художник-график Вениамин Степанов (произведения этого автора есть в коллекции галереи). На выставке «Сальвадор Дали. Сюрреализм – это я» представлены разнообразные графические серии Дали, он также использовал технику пошуара, например, в серии «Посвящение Леонардо да Винчи».

Б - Булетизм

Булетизм или пулизм (от французского «буль» — шар) – изобретенный Сальвадором Дали метод нанесения литографический краски. Его суть заключена в названии - стрельба заряженными краской пулями. Вместо кисти и карандаша художник использовал пневматический пистолет, расстреливая основу будущей литографии (камень) специально изготовленной дробью, начиненной тушью. Как пишет об этом открытии сам Дали: «я выпустил первую в мире свинцовую пулю, наполненную литографской тушью. Разорвавшаяся пуля открыла эру «пулизма». На камне появилась божественная клякса, похожая на крыло ангела, аэродинамические свойства и динамическая сила которого превосходит все когда-либо применявшиеся технические усовершенствования». В технике пулизма Салвадор Дали создает серию иллюстраций к роману Мигеля де Сервантеса «Дон Кихот», несколько листов это графической серии представлены на выставке «Сальвадор Дали: Сюрреализм – это Я», партнерском проекте Sinara Art Gallery и P.S. Gallery

 

Синара Центр 2020
Синара Центр 2020

П - Перспектива

Перспекти́ва (фр. perspective от лат. perspicere — смотреть сквозь) — способ изображения пространственных объектов на какой-либо поверхности в соответствии с теми кажущимися сокращениями их размеров, изменениями очертаний формы и светотеневых отношений, которые наблюдаются в натуре. Это определение касается прежде всего прямой линейной перспективы, которая действует по описанным законам, чтобы воспроизвести то, что видит глаз. Прямая линейная перспектива как технический прием возникает в период Ренессанса, как способ достичь максимально правдоподобия. Но помимо нее существуют и другие варианты перспективы: обратная линейная – используется в иконописи, сферическая перспектива, которая встречается, например, в работах И. Петрова-Водкина, тональная, воздушная перспектива. Современные авторы часто отказываются от устоявшихся законов построения пространства, искажая перспективу, либо полностью отказываются от нее. Но при этом в собрании Sinara Art Gallery есть множество работ, созданных с использование этого классического художественного приема, например работа Л. Вейбрета «Ночной город».

 

П - Полиптих

Полиптих (от от др.-греч. πολύπτυχος — «состоящий из многих дощечек») – произведение искусства, состоящее из нескольких частей. Полиптих наиболее характерен для живописи, но может быть реализован и в других видах искусства: в скульптуре, фотографии, ДПИ, если составные части произведения объединены общей темой или сюжетом. По количеству составных частей произведения различают: диптих – две части, триптих – три части, тетраптих или квадраптих – четыре части, пентаптих – пять частей. Термин возникает в Средние века из названия составной таблички для письма. В этот же период эта форма в искусстве оказывается особенно популярной, реализуясь в многочисленных алтарных композициях-складнях. Современные авторы также создают полиптихи, одно из ярких произведений в коллекции Галереи Синара Арт – триптих Николая Федореева «Мой город» (1982). В соц. сетях галереи публикуется исследование о каждой из частей триптиха, можете также с ним ознакомиться.

Синара Центр 2020
Синара Центр 2020

Т - Темпера

Темпера (итал. tempera, от латинского temperare — смешивать краски, но более распространенным считается мнение, что темперные краски происходят от итал. tempo – время) – водоразбавляемые краски, приготовляемые на основе сухих порошковых пигментов. Связующим веществом темперных красок служат эмульсии — натуральные (разбавленный водой желток куриного яйца или цельное яйцо) или искусственные (высыхающие масла в водном растворе клея, полимеры). Темпера на яичной основе – одна из древнейших красок, до изобретения масляных красок в XV-XVII веках темпера была основным материалом живописцев. Темпера характеризуется быстрым высыханием, до покрытия лаком красочная поверхность обладает бархатным, матовым эффектом. В коллекции Галереи Синара Арт также есть работы, написанный в этой технике, например, полотно Ивана Слюсарева «Златоуст. Металлургический завод им. Сталина. Стан №800», которое вы можете увидеть на выставке «Искусство Урала: от Материала к Материи».

Н - Натюрморт

Натюрморт (от фр. Nature – природа, morte - мертвый) – жанр изобразительного искусства, в котором в качестве предмета изображения используются неодушевленные предметы и композиции из них. Как самостоятельный жанр натюрморт формируется в Европе в XVII веке, до этого существуя в рамках других произведений (исторической или жанровой картины). Особый расцвет натюрморт получает в живописи так называемых «малых голландцев», мастера достигают виртуозности в совмещении выразительного правдоподобия и сложного символизма. Позднее натюрморт входит как систему обучения живописи, художники разных художественных стилей, направлений вплоть до сегодняшнего дня обращаются к этому жанру. В коллекции Галереи Синара Арт хранится множество натюрмортов уральских авторов, например, в экспозиции «Искусство Урала: от Материала к Материи» зритель может познакомиться с работой художника Александра Алексеева-Свинкина «Натюрморт с желтой рыбой».

Синара Центр 2020
Синара Центр 2020

Г - Гиперреализм

Гиперреализм (др.-греч. ὑπέρ — над, сверх; лат. realis — вещественный) — направление в искусстве, ассоциировавшееся первоначально с творчеством европейских фотореалистов 1970-х годов, а затем осмысленное более широко как течения в разных видах современного искусства — живописи, скульптуре и кинематографии конца XX — начала XXI века. Слово «гиперреализм» было придумано Изи́ Брашо́ (Isy Brachot) в 1973 году как французский синоним слова «фотореализм». Как следует из названия это течение основано на фотографическом воспроизведении (копировании) действительности. Полотно создается с использованием достижения фото и видео искусства: крупный план, детализация, оптические эффекты, монтаж, полиэкран, авторская раскадровка, съемка с высокой точки и т.д. Художники этого направления стараются сделать картину максимально «объективной», почти документальной, личность художника, который выстраивает композицию, формирует свою реальность здесь устраняется. Автор пытается примерить бесстрастный взгляд камеры фотоаппарата на мир. В коллекции Галереи Синара Арт есть работа Любовь Александровой, диптих «Трамвай-Желание», который является ярким образцом этого течения в искусстве.

Р - Реминисце́нция

Реминисце́нция (лат. reminiscentia «воспоминание») — творческий прием художника, заключающийся в сознательном или неосознанном использовании структуры, отдельных элементов или мотивов более ранних произведений искусства на ту же (или близкую) тему. Данный прием всегда носит интеллектуальный и творческий характер, этим он отличается от обыкновенного копирования, компиляции, а уж тем более, от плагиата. С 19 марта 2020 в Галерее Синара Арт работает выставка Сальвадора Дали, этот художник был мастером приема реминисценции, он раз за разом в своих сериях, живописных и графических, обращался к мотивам искусства, прежде всего испанского более раннего периода.

Синара Центр 2020

Синара Центр 2020

К- Китч

Китч (нем. Kitsch — халтурка, безвкусица, «дешевка») - одно из ранних стандартизированных проявлений массовой культуры, характеризующееся серийным производством и статусным значением. Ориентирован на потребности обыденного сознания. Понятие «китч» возникло в Германии в 1860 году для обозначения художественных предметов, которые производились для американских покупателей и продавались на европейских вернисажах. В XX веке с развитием промышленности и технологий репродуцирования искусства китч стал более массовым явлением и во второй половине столетия стал осмысляться современным искусством (поп-арт). Современный уральский автор – Людмила Калиниченко также работает с эстетикой китча, что ярко проявилось в ее инсталляция «Элизиум», которая была представлена на открытии Галереи Синара Арт в пространстве Синара Центр.

А - Автоматизм

Автоматизм – это метод самопроизвольного создания произведения искусства, истоком которого предполагается бессознательное индивида или внешнее воздействие. Этот метод активно использовался в сюрреализме, прежде всего его начали применять писатели-сюрреалисты, но затем художники также стали работать в данной технике. Результаты автоматического письма часто используются в качестве материала для психоанализа, в нем человек раскрывает скрытые даже от него самого чувства, идеи и образы. В Екатеринбурге в такой технике работает художница Мария Азерная, чьи работы были представлены в проекте «Искусство – в подарок!». 19 апреля 2020 года в Синара Арт начинает работу выставка Сальвадора Дали «Сюрреализм – это Я!».

Синара Центр 2020

Синара Центр 2020Синара Центр 2020

М - Мастихин

Мастихи́н (от итал. mestichino) — специальный инструмент, использующийся в масляной живописи для смешивания или удаления незасохших остатков красок, очистки палитры или нанесения густой краски на холст. Иногда мастихин употребляется вместо кисти для создания живописного произведения, нанесения краски ровным слоем или рельефными мазками. Мастихины, как правило, изготавливаются из стали или пластика и могут иметь самую разнообразную форму и размер (ножа, лопатки и т. п.). Примерами письма мастихином могут быть некоторые работы Поля Сезанна, Валентина Серова, Константина Коровина (все ХХ в.). В коллекции галереи Синара Арт также имеется ряд работ, выполненных с использованием мастихина. Ярким примером этой техники являются некоторые работы Сергея Лаушкина, который работает с текстурой красочного теста полотна и часто его работы написано пастозно и объемно.

Синара Центр 2020

П - Пентименти

Пентименти (от итал. Pentimento - каяться) — авторские исправления в произведении искусства, появившиеся в результате того, что автор в процессе написания поменял композиционное решение или какие-то детали полотна. Техника послойной масляной живописи позволяет вносить изменения, перекрывая более ранние слои. При этом эти изменения будут видны при просвечивании полотна рентген-лучами или изучении произведения в инфракрасном спектре. Наличие пентименти является одним из факторов определение подлинности полотна, так-как подобные изменения практически всегда вносятся в процессе работы, если их нет, то это может свидетельствовать о копийном характере полотна. Галерея Синара Арт совместно с Лабораторией экспертизы и реставрации УрФУ запустила программу «Искусство под микроскопом», которая приоткрывает для широкой аудитории секреты мастеров, и сложные механизмы работы экспертов.

Э - Эскиз

Эскиз (фр. esquisse) – этап работы над произведением изобразительного искусства. Эскиз – это набросок будущей картины, в котором художник определяет композицию полотна, основные выразительные средства, фиксирует свой художественный замысел. Также в эскизе могут быть заложены основы колористки полотна. Эскизы различаются по масштабам и степени проработанности. На выставке Сергея Лаушкина «Двое делают один шаг» представлены эскизы к его работам, которые обычно оказываются скрыты от глаз зрителя.

Синара Центр 2020

Синара Центр 2020

К - Коллаж

Коллаж - (от фр. coller — приклеивание) - приём в искусстве, зародившийся в начале XX века. Коллаж характеризуется наклеиванием на основу различных материалов, порой они могут быть нехудожественного происхождения. Также термином коллаж обозначают произведение, целиком выполненное в этой технике. Коллаж применяется для более ярких контрастов, создания разнообразной текстуры, для привнесения в работу примет объективной реальности. Коллаж широко применялся кубистами, футуристами и дадаистами, дополнявшими живописные изображения приклеенными на холст обрывками газет, фотографий, обоев, кусков ткани и т. п. 

В коллекции Галереи Синара Арт также есть примеры работ, выполненные с помощью данного технического приема, например произведение С.Рожина «Любовь и знание.»

Р - Рельеф

Релье́ф (фр. relief, от лат. relevo «поднимаю») — это вид скульптуры, в котором изображение и выразительные эффекты создаются за счет объемов на плоскости, (в зависимости от вида рельефа объемы могут быть выступающими от плоскости или наоборот уходящими в глубину). Рельеф наравне с круглой скульптурой возникает еще не раннем этапе развития искусства, одним из первых примеров рельефа является шумерская глиптика (углубленные рельефы на цилиндрических печатях). Обыкновенно рассматривается фронтально, рельеф, таким образом, противоположен круглой скульптуре. Этот вид скульптуры может выполнятся в самых разных материалах: на плоскости из камня, глины, металла, дерева с помощью лепки, резьбы и чеканки и.т.д.. В зависимости от назначения различаются архитектурные рельефы (на фронтонах, фризах, плитах).

 

Виды рельефов:

Барельеф - выпуклое изображение выступает над плоскостью фона, как правило, не более чем на половину объёма.

Горельеф - выпуклое изображение выступает над плоскостью фона более чем на половину объёма

Контррельеф - углублённый от фона «негатив» барельефа; применяется в печатях и в формах (матрицах) для создания барельефных изображений, а также инталий.

Койланаглиф или анкрё - вырезанный на плоскости углублённый контур; в основном применялся в архитектуре Древнего Египта, а также в древневосточной и античной глиптике

Синара Центр 2020

Синара Центр 2020

О - Офорт

Офорт (от фр. eau-forte — азотная кислота, буквально — «крепкая вода») вид штриховой углубленной гравюры на металле, выполненный способом травления. Рисунок наносится на металлическую пластину, покрытую лаком с помощью офортной иглы. Игла процарапывает лак, затем пластина протравливается кислотой, делая нарисованные линии более глубокими. Лак снимается, краска наносится на всю металлическую пластину, затем затирается и остается только в углублениях. Процесс печати происходит под прессом, чтобы краска перешла из линий рисунка на влажную бумагу. Благодаря варьированию инструментов и приемов работы ими, а также вытравливанием штрихов на различную глубину достигается необычное разнообразие штрихов по их начертанию, фактуре и силе тона. В коллекции Галереи Синара Арт также есть работы уральских графиков, созданные в этой технике. Несмотря на сложность, художники раз за разом обращаются к офорту из-за его богатых выразительных возможностей. Эксперименты с видами штриховки, травления и печати позволяют создавать в рамках этого технического метода свои авторские методы создания эстампов.

П - Подмалевок

Подмалевок - один из слоев сложной послойной структуры живописного полотна, подмалевок наносится на уже проклеенный и прогрунтованный холст. Если нет имприматуры, то подмалевок является первым красочным слоем картины. По сути подмалевок - это эскиз в масштабе, начальный этап работы над картиной, представляющий собой нанесение на холст композиции будущей работы, раскладка основных цветовых «пятен», грубая проработка объёма и формы основными тонами краски, в зависимости от задачи подмалевок может быть монохромным (не значит черно-белым) или полихромным. Подмалевок предназначается для последующей точной прорисовки.
 
Подмалёвок выполняется с расчётом на просвечивание его через те тонкие слои красок, которые наносятся на завершающей стадии работы. До конца XIX века в живописи широко использовалась лессировка: нанесение тонких полупрозрачных слоёв краски поверх высохшего подмалёвка. Подмалевок в зависимости от техники художника выполняется масляными или темперными красками.

 
Синара Центр 2020
Синара Центр 2020Синара Центр 2020

С - Скульптура

Скульптура (лат. sculpture, от sculpo – вырезаю, высекаю) – один из основных видов искусства, произведения которого имеют объемно-пространственную форму, трехмерны и осязаемы.

Скульптура подразделяется на круглую, свободно размещающуюся в пространстве, и рельеф, в котором объемные изображения располагаются на плоскости.

Кроме того по своему назначению скульптура может быть разделена на виды: станковую, монументальную, монументально-декоративную скульптуру, мелкую пластику. В классической скульптуре воспроизводится реальный мир, но основным объектом изображения является человек, через внешний облик которого передается его внутренний мир, характер, психологическое состояние, а также человеческое тело, передача движения (голова, бюст, торс, статуя, скульптурная группа). Современные скульпторы экспериментируют с формами, темами и техниками, смешивают жанры. В коллекции галереи Синара Арт представлены работы известных уральских скульпторов: Э.Неизвестного, Р.Исмагилова и многих других.

А - Арт-объект

Арт-объект — это произведение искусства, которое находится на стыке разных его видов: между скульптурой, живописью, ДПИ и дизайном. Арт-объект в отличие от дизайнерских работ не является утилитарным предметом, а рассчитан прежде всего на эмоциональную реакцию зрителя; передает творческую идею создателя путем визуального взаимодействия с публикой. Кроме того арт-объекты могут развиваться до масштабов инсталляций, которые отличает работа с пространством и большее количество составных частей. Арт-объекты ближе всего к скульптуре, но отличаются от последней тем, что чаще всего их не ваяют, а монтируют из разнородных материалов часто промышленного происхождения. Одним из видов арт-объектов является ready made, изобретенный Марселем Дюшаном, когда готовый, найденный объект, зачастую предмет быта, становится предметом искусства, оказываясь в выставочном контексте. В экспозиции «Искусство Урала: от Материала к Материи» представлен арт-объект Н.Федореева «Гады».
Арт-объект из серии Гады

2919_cvetn_ksil_h_09_big (1).jpg
xVuOxo--3ZQ (1).jpg

К - Ксилография

Ксилография  (от гр. ksilos – дерево) – гравюра на дереве, самая древняя из техник печатной графики. Различают два основных вида гравюры на дереве: обрезная гравюра (на доске продольного распила) и торцевая гравюра (на доске поперечного распила). Рисунок создается набором специальных резцов, те части, который должны быть видны на итоговом оттиске, оставляют выпуклыми, все остальное вырезается и выбирается. При печати краска наносится валиком на выпуклую часть доски, на неё равномерно придавливается лист бумаги (прессом или вручную), и изображение с доски переходит на бумагу. Для ксилографии характерны четко очерченные линии и плоскости, при продольной гравюре при печати может проявляться структура и текстура дерева. В постоянной экспозиции галереии Синара Арт вы можете увидеть ксилографию Л.Вейберта "Зима" и даже преобрести лист, выполненный художником В.Корькиным в этой технике, на праздничной выставке-продаже"Искусство-в подарок!"

А - Абстракция

Абстракция – жанр искусства, в котором художники отказываются от отображения предметного мира и репрезентации видимой реальности. В абстракции самоценными и главными становятся формальные составляющие: цвет, ритм, форма. Абстракционисты отказываются от сюжета, но при этом их произведения не являются бессмысленными, они не лишены внутреннего, порой очень глубокого, содержания. После модернисткой революции в искусстве, в рамках которой абстракция заняла прочное место на художественной мировой сцене, художники разных поколений и школ обращались к этому языку как к универсальной форме выражения своих идей. Орфизм, экспрессионизм, супрематизм, футуризм, лучизм, сюрреализм, ташизм, абстрактный экспрессионизм и т.д. – это лишь часть направлений в искусстве XX века, чьи представители внесли лепту в развитие абстракционизма.

В коллекции Галереи Синара Арт представлены также несколько ярки образцов абстрактного искусства уральской школы. Художники активно обращались к абстракции во второй половине 20 века - это был один из методов работы нонкомформистов. Сейчас абстракция продолжает быть популярной, при этом она перестала считаться чем-то революционным, став новым академизмом и «азбукой» современного искусства.
Синара Центр 2019

Синара Центр 2020

И - Инсталяция

Инсталляция [англ. installation - установка, оборудование] -  форма искусства, которая вошла в активное употребление во половине XX века, но своими корнями уходит в опыт художников-модернистов первой трети XX столетия. Инсталляция как явление и понятие рождается из потребности описать новую художественную практику. То, что создают художники contemporary art – это больше чем скульптура, больше чем арт-объект. Инсталляция, как следует из названия, представляет собой установку чего либо, размещение предметов в пространстве, зачастую это предметы не являются объектами искусства, это могут быть предметы быта, промышленная продукция, мусор и т.д. Эти объекты, малоценные по отдельности, инсталлируемые определенным порядком и образом, вместе по замыслу художника обретают определенные смыслы. Кроме того, инсталляция подразумевает новые пространственные отношения зрителя и работы, в случае с т.н. «тотальной инсталляцией» зритель оказывается не перед работой, а внутри нее, порой инсталляции могу занимать целы залы или даже здания.

На открытии галереи Синара Арт была представлена инсталляция уральской художницы Людмилы Калиниченко.

А - Аттик

Аттик (от греч. attikos - аттический) – стенка над венчающим сооружение карнизом. Невысокий аттик может играть роль ограждения – парапета, более высокий быть фоном для надписи или рельефа. Впервые стал применяться в римских триумфальных арках. Часто аттик украшается декоративными элементами - барельефами, картушами, мемориальными надписями. В русской архитектуре периода классицизма много примеров применения аттиков разнообразных форм. Бывает, что парапет переходит в аттик, как на здании Публичной библиотеки. Иногда в виде аттика разрабатывается верхний этаж, расположенный над карнизом. Такой этаж называется аттиковым этажом
Синара Центр 2019

77972.jpg


Синара Центр 2019

 Синара Центр 2019 

Синара Центр 2019

Ф - Фронтон


Фронтон (фр. fronton, от front лат. frons, tis лоб, передняя сторона) завершение (обычно треугольное) фасада здания, портика, колоннады, ограниченное двумя скатами по бокам и карнизом у основания. Поле фронтона называется тимпан может быть гладким или декорированным, в классическом варианте (фронтон появился в архитектуре  Древней Греции) на тимпане часто помещалась скульптура. Также ограничивающие тимпан карнизы могут предавать фронтону разную форму. Классическая – треугольная, при дугообразном верхнем карнизе образуется – лучковый фронтон (эта форма появилась на позднем этапе древнеримского искусства), в более позднее время форма фронтона еще больше разнообразилась, появился фронтон в виде трапеции с боковыми карнизами, чьи концы не сходятся вверху, а в освободившемся пространстве располагается скульптура или другой декоративный элемент. Кроме того декоративным фронтоном украшают двери и окна здания. В архитектурном решении ансамбля госпиталя Верх-исетского завода мы также можем увидеть активное использование этого элемента как и для украшения окон, так и в качестве завершение входных портиков.

П - Портик

Портик (от лат. porticus) выступающая вперёд часть здания, образуемая колоннами или арками, несущими перекрытие. Чаще всего портик оформляет главный вход и завершается сверху фронтоном или аттиком. Портики были широко распространены в античную эпоху (известны с периода архаики в храмах Древней Греции - VIII-V вв. до н.э), когда часто сооружались также отдельно стоящие портики. Но более распространены портики, которые являются часть храмов, акрополей, гробниц. В основе идеи такого элемента фасада - философская и религиозная подоплека. Храм возводился как дом для божества, портик был границей мира обыденного и мира божественного. Вход в сам храм был разрешен только жрецам. И портик строился в качестве пристроя к храму, как место народных собраний и праздников, место для простых горожан, которые не могли быть допущены в само святилище.

С точки зрения архитектурных и конструктивных особенностей принято отличать:

* портик в антах — входная колоннада, которая стоит между выступающими вперед боковыми стенами здания (этот тип был распространен прежде всего в архитектуре Др.Греции).

* портик пилястровый — такой, где вместо колонн установлены пилястры (имитация колонн, которые лишь частично выступают из плоскости стены здания).

Особое значение портики получили также в европейской архитектуре нового времени (преимущественно в стиле классицизм, который получил распространение и в России в период с конца XVIII –первой четверти XIX в.). Прежде всего потому, что портик придает зданию особое величие и масштаб.

Одним из первых архитекторов, привнесших на Урал дыхание нового стиля классицизм, был Михаил Малахов. Отличительным элементом в его работах являлся портик, который имел свой характер и принцип построения. Колонны в портике отстояли от стены на расстояние меньшее, чем друг от друга. Кроме того боковые арки были уже основных. Создавалось впечатление, что портик как бы «прижат» к фасаду здания и стволы колонн касаются главных карнизов. Подобное сочетание элементов было чисто малаховским.


Дом графа В.Г.Орлова в Москве Пилястровый портик.jpg 

Сокровищница Афин в Дельфах Протик в Антах.jpg