Дарья Костина: «Сюр и алогичность – это реалии нашей повседневности»
На днях после разрешения губернатора Свердловской области открыть музеи одной из первых в Екатеринбурге начала работать Галерея Синара Арт. Мы поговорили с арт-директором площадки Дарьей Костиной о новой выставке Сальвадора Дали, работе с недавно назначенным директором Анной Пьянковой, целевой аудитории, конкуренции с Ельцин центром, уральских художниках, табуированных темах и о том, зачем бизнесу поддерживать искусство.
– Галерея Синара Арт с соблюдением ограничений приглашает посетить выставку Сальвадора Дали. Кажется, в прошлом году выставка Дали была в Главном проспекте. Чем уникальна ваша экспозиция? И почему Дали так популярен у нас – слишком много сюра в уральской жизни?
– Выставка Сальвадора Дали «Сюрреализм – это я» – это 11 графических серий, которые мастер создал в 1950-1970-е годы. Насколько я помню, ни одна из предыдущих экспозиций Дали в Екатеринбурге не представляла его графическое творчество с такой полнотой. Кроме того, наш проект дополнен редкими скульптурами из стекла, над которыми художник работал в коллаборации со знаменитой французской мануфактурой «Дом Нанси» в 1960-80-е годы, и масштабным мультимедиа шоу, под которое отдан целый зал. Оно представляет собой медитативное видео с анимированной графикой. Думаю, популярность Дали на Урале – это не специфическая история для нашего региона. Дали в целом очень любим российскими зрителями, и не случайно. Наверное, вы правы, сюр и алогичность – это реалии нашей повседневности, с одной стороны. С другой – такое искусство помогает оторваться от рутины и погрузиться в мир фантасмагории.
– Полгода назад директором галереи стала Анна Пьянкова. Расскажите, как вы работаете в связке, и как будет меняться концепция работы галереи?
– Мы с Анной давно знакомы и не раз плодотворно сотрудничали в рамках разных проектов. Мне очень нравится наш тандем, потому что у нас совпадают ценности и видение того, какой должна быть Галерея Синара Арт. У нас распределен функционал: Анна занимается общим руководством галереей, а я отвечаю за контентное наполнение наших выставочных проектов, мероприятий и онлайн-инициатив. Но все решения мы принимаем вместе, подробно обсуждая их с командой. Стратегия галереи остается такой же, какой она была обозначена в момент смены команды в 2019 году: мы стремимся раскрывать феномен уральского искусства как явления, вписанного в глобальные процессы, снимать традиционную оппозицию центра и периферии и связывать историю и сегодняшний день. Собирательский фокус галереи сегодня – это современное искусство Урала и России.
– У вас очень разные проекты: есть молодые уральские художники, есть Туржанский, есть Дали, была интеграция с перформерами и кулинарами. Кто ваша аудитория?
– Наша аудитория такая же разная, как и наши проекты. С одной стороны, у нас есть большая коллекция уральского искусства, которая охватывает период с конца 19 века до 2019 года и включает в себя много классических реалистических произведений, которые нравятся зрителям с традиционным вкусом. К нам часто приходят и спрашивают: «А где у вас Александр Бурак?». С другой стороны, наш сегодняшний вектор связан с рефлексией современных художественных практик региона и страны, и в развитии этого вектора мы, конечно, опираемся на более прогрессивную аудиторию. В нее входят как студенты и подростки, так и молодые семьи. Но одна из наших главных целей – показывать непрерывность и внутреннюю логику трансформаций в искусстве. Именно поэтому почти все наши проекты отмечены стремлением к синтезу традиционного искусства и актуального. Работая с наследием Туржанского, мы выходим на осмысление уральского пейзажа в современной уральской фотографии. В нашей постоянной экспозиции Вейберт соседствует с Исмагиловым и Еловым, а перформеры создают пластические высказывания одновременно вокруг объектов Владимира Селезнева – лауреата премии в области современного искусства Инновация (2019) – и картин периода 1930-х годов.
– Синара Центр часто сравнивают с Ельцин центром по масштабам вложений, амбициям, вектору развития. Существует ли такая негласная конкуренция? Будет ли галерея работать с большими проектами федерального масштаба?
– С Ельцин Центром нас объединяет кластерный подход, то есть совмещение под одной крышей нескольких инициатив – галереи современного искусства, концертного и конференц-зала, ресторанов. Но в действительности мы очень разные, поэтому мы скорее дополняем друг друга, чем конкурируем. Нас отличает наличие большой коллекции, с которой мы активно работаем в разных форматах и тем самым встаем в ряд с главными держателями коллекций искусств в стране – художественными музеями. Другое наше существенное отличие – глубокая привязка к истории города. Напомню, что Синара Центр расположен в зданиях бывшего Госпиталя Верх-Исетского завода, построенных в первой четверти 19 века. Открывшись осенью 2019 года на новой площадке двумя спецпроектами 5-ой Уральской индустриальной биеннале, мы заявили свою амбицию работать в глобальном поле с федеральной повесткой, и, разумеется, планируем эту линию продолжать.
– Работу галереи поддерживает застройщик «Синара-Девелопмент». Что дает искусство бизнесу?
– Искусство дает бизнесу смысловое укоренение и обретение ценностных якорей для профильной деятельности. Факт того, что компания «Синара Девелопмент» выступила с инициативой восстановления полуразрушенного архитектурного комплекса и создания в нем городского культурно-выставочного центра, говорит о том, что эти ценностные якоря крепки.
– Вы собираете уральских художников. Есть ли у них особенности, можно ли выделить какие-то школы и направления? По какому принципу вы отбираете их в коллекцию?
– Уральское искусство одновременно и специфично, и универсально. Здесь много феноменов, родственных общероссийскому и общемировому контексту, но, безусловно, со своими особенностями. Можно определить линии и направления, к примеру, уральский пейзаж или уральский андеграунд, но это очень обширная тема. Мы попытаемся ее подробнее раскрыть в новой постоянной экспозиции галереи «Искусство Урала: сплетение сообществ», которую сейчас активно готовим. Это будет рассказ о художественных явлениях региона через осмысление социальных связей между художниками.
– В произведениях современных молодых художников бывает много эпатажа и политики. Есть ли для галереи какие-то табуированные темы?
– Как таковых табуированных тем для галереи нет, но поскольку мы стремимся работать с широкой аудиторией и создавать платформу для объединения людей, а не разъединения на почве каких-то взглядов, то темы наших проектов носят более универсалистский характер, и это наше осознанное решение.
Источник: http://культура.екатеринбург.рф/articles/677/i279765/
– Галерея Синара Арт с соблюдением ограничений приглашает посетить выставку Сальвадора Дали. Кажется, в прошлом году выставка Дали была в Главном проспекте. Чем уникальна ваша экспозиция? И почему Дали так популярен у нас – слишком много сюра в уральской жизни?
– Выставка Сальвадора Дали «Сюрреализм – это я» – это 11 графических серий, которые мастер создал в 1950-1970-е годы. Насколько я помню, ни одна из предыдущих экспозиций Дали в Екатеринбурге не представляла его графическое творчество с такой полнотой. Кроме того, наш проект дополнен редкими скульптурами из стекла, над которыми художник работал в коллаборации со знаменитой французской мануфактурой «Дом Нанси» в 1960-80-е годы, и масштабным мультимедиа шоу, под которое отдан целый зал. Оно представляет собой медитативное видео с анимированной графикой. Думаю, популярность Дали на Урале – это не специфическая история для нашего региона. Дали в целом очень любим российскими зрителями, и не случайно. Наверное, вы правы, сюр и алогичность – это реалии нашей повседневности, с одной стороны. С другой – такое искусство помогает оторваться от рутины и погрузиться в мир фантасмагории.
– Полгода назад директором галереи стала Анна Пьянкова. Расскажите, как вы работаете в связке, и как будет меняться концепция работы галереи?
– Мы с Анной давно знакомы и не раз плодотворно сотрудничали в рамках разных проектов. Мне очень нравится наш тандем, потому что у нас совпадают ценности и видение того, какой должна быть Галерея Синара Арт. У нас распределен функционал: Анна занимается общим руководством галереей, а я отвечаю за контентное наполнение наших выставочных проектов, мероприятий и онлайн-инициатив. Но все решения мы принимаем вместе, подробно обсуждая их с командой. Стратегия галереи остается такой же, какой она была обозначена в момент смены команды в 2019 году: мы стремимся раскрывать феномен уральского искусства как явления, вписанного в глобальные процессы, снимать традиционную оппозицию центра и периферии и связывать историю и сегодняшний день. Собирательский фокус галереи сегодня – это современное искусство Урала и России.
– У вас очень разные проекты: есть молодые уральские художники, есть Туржанский, есть Дали, была интеграция с перформерами и кулинарами. Кто ваша аудитория?
– Наша аудитория такая же разная, как и наши проекты. С одной стороны, у нас есть большая коллекция уральского искусства, которая охватывает период с конца 19 века до 2019 года и включает в себя много классических реалистических произведений, которые нравятся зрителям с традиционным вкусом. К нам часто приходят и спрашивают: «А где у вас Александр Бурак?». С другой стороны, наш сегодняшний вектор связан с рефлексией современных художественных практик региона и страны, и в развитии этого вектора мы, конечно, опираемся на более прогрессивную аудиторию. В нее входят как студенты и подростки, так и молодые семьи. Но одна из наших главных целей – показывать непрерывность и внутреннюю логику трансформаций в искусстве. Именно поэтому почти все наши проекты отмечены стремлением к синтезу традиционного искусства и актуального. Работая с наследием Туржанского, мы выходим на осмысление уральского пейзажа в современной уральской фотографии. В нашей постоянной экспозиции Вейберт соседствует с Исмагиловым и Еловым, а перформеры создают пластические высказывания одновременно вокруг объектов Владимира Селезнева – лауреата премии в области современного искусства Инновация (2019) – и картин периода 1930-х годов.
– Синара Центр часто сравнивают с Ельцин центром по масштабам вложений, амбициям, вектору развития. Существует ли такая негласная конкуренция? Будет ли галерея работать с большими проектами федерального масштаба?
– С Ельцин Центром нас объединяет кластерный подход, то есть совмещение под одной крышей нескольких инициатив – галереи современного искусства, концертного и конференц-зала, ресторанов. Но в действительности мы очень разные, поэтому мы скорее дополняем друг друга, чем конкурируем. Нас отличает наличие большой коллекции, с которой мы активно работаем в разных форматах и тем самым встаем в ряд с главными держателями коллекций искусств в стране – художественными музеями. Другое наше существенное отличие – глубокая привязка к истории города. Напомню, что Синара Центр расположен в зданиях бывшего Госпиталя Верх-Исетского завода, построенных в первой четверти 19 века. Открывшись осенью 2019 года на новой площадке двумя спецпроектами 5-ой Уральской индустриальной биеннале, мы заявили свою амбицию работать в глобальном поле с федеральной повесткой, и, разумеется, планируем эту линию продолжать.
– Работу галереи поддерживает застройщик «Синара-Девелопмент». Что дает искусство бизнесу?
– Искусство дает бизнесу смысловое укоренение и обретение ценностных якорей для профильной деятельности. Факт того, что компания «Синара Девелопмент» выступила с инициативой восстановления полуразрушенного архитектурного комплекса и создания в нем городского культурно-выставочного центра, говорит о том, что эти ценностные якоря крепки.
– Вы собираете уральских художников. Есть ли у них особенности, можно ли выделить какие-то школы и направления? По какому принципу вы отбираете их в коллекцию?
– Уральское искусство одновременно и специфично, и универсально. Здесь много феноменов, родственных общероссийскому и общемировому контексту, но, безусловно, со своими особенностями. Можно определить линии и направления, к примеру, уральский пейзаж или уральский андеграунд, но это очень обширная тема. Мы попытаемся ее подробнее раскрыть в новой постоянной экспозиции галереи «Искусство Урала: сплетение сообществ», которую сейчас активно готовим. Это будет рассказ о художественных явлениях региона через осмысление социальных связей между художниками.
– В произведениях современных молодых художников бывает много эпатажа и политики. Есть ли для галереи какие-то табуированные темы?
– Как таковых табуированных тем для галереи нет, но поскольку мы стремимся работать с широкой аудиторией и создавать платформу для объединения людей, а не разъединения на почве каких-то взглядов, то темы наших проектов носят более универсалистский характер, и это наше осознанное решение.
Источник: http://культура.екатеринбург.рф/articles/677/i279765/