Единороги, воображаемые друзья и внутренний ребенок
О выставках Кирилла Бородина и Софьи Содерберг в Галерее Синара Арт
29 апреля в галерее «Синара Арт» открылись выставки двух екатеринбургских художников. Кирилл Бородин и куратор Юлия Борзенкова показывают яркий проект Defensor infantilis, а Софья Содерберг с куратором Ариной Воробьевой – утонченные «Солнечные сплетения».
В зале временных экспозиций открылась персональная выставка Кирилла Бородина Defensor infantilis. С латинского название проекта переводится как «Защитник инфантильности» или «Инфантильный защитник». Обращение к латыни как к синониму великого прошлого поддерживает концепцию художника, создавшего персонажа из квазиистории или квазимифологии – «динозавра в маске», якобы найденного при раскопках.
Зверь напоминает увеличенную монохромную копию фигурок из коллекции Dinos – игрушек-динозавриков из Киндер Сюрприза. Жизнерадостные пластиковые звери изображали персонажей взрослых профессий или носителей традиционных социальных ролей – в основном, строителей, врачей, членов семьи. Defensor infantilis Бородина снабжены всеми внешними атрибутами «высокого искусства»: отлиты в металле, помещены на высокий постамент, закрыты защитной пластиковой витриной. Такая осознанно нарочитая музеефикация как художественный прием вызывает ассоциацию с поп-арт скульптурой Джаспера Джонса 1960-х годов «Раскрашенная бронза» – отлитой в конвенционально благородном металле пары слегка покоцанных баночек эля «Бэллентайн», размер которых соответствовал оригиналу. Такой вот памятник повседневности и обыденности, ценность которой в полной мере могут оценить, наверное, только люди, которых ее лишают.
Компанию «Защитнику инфантильности» составляет экспрессивный бестиарий из обезьян, бегемотов, розовых фламинго и других бесчеловечно-человечных представителей фауны. Несмотря на заявленный художником в экспликации тезис о том, что «грань между добром и злом крайне тонка и очень относительна», смыслы картин очевидны, и какого-то глубокого подтекста искать не хочется.
Вот фламинго собрались у водопоя воздушным розовым облаком, а в опасной близости от них замерли крокодилы. Едкий контраст розового Бабл Гама и кислотно-зеленого не оставляет шансов на счастливый исход этой встречи. Вот затянутые в воронку вихря обезьяны, вопли которых ощущаешь почти физически. Вот шеренги тех же «защитников инфантильности», кожаные маски на лицах-мордах которых отсылают к совсем не детскому контексту. Кажется, будто иллюстрации из знакомых с трехлетнего возраста книжек со стихами Чуковского или Сергея Михалкова вдруг увеличились до гигантских размеров и воплотились в страшных кошмарах, а ты никак не можешь проснуться. Кирилл Бородин подчеркивает, что в его ярких полотнах нет ничего детского.
«Наступила эпоха конца инфантильности. Мы переживаем непростые времена, когда сохранить внутреннего ребенка становится все сложнее. Пришла необходимость принимать серьезные решения, занимать чью-либо сторону».
Кирилл Бородин, художник
К теме детства обращается в своих работах и художница Софья Содерберг, ее выставка «Солнечные сплетения» открылась во флигеле галереи – пространстве камерном и интимном. Медиа, с которым работает художница, вписаны в характер этой локации: бумага, нити, лайтбоксы, ткань – несмотря на очевидную материальность, все они кажутся хрупкими и неуловимыми, как пропитавший кирпичные стены исторического флигеля едва уловимый, почти фантомный запах когда-то готовившихся здесь медикаментов.
«Линии, солнечный свет и глубокие чувства – три ключевых элемента экспозиции», – пишет в экспликации куратор выставки Арина Воробьева. Линий действительно много: деликатные шероховатые росчерки пастельных рисунков («Нежный хаос все твердит») и длинные цветные нитки инсталляции «Спагетти». Тонкую графику дневниковых страниц и авторский зин хочется сразу определить как артефакты новой искренности.
В отдельном зале под сводчатым потолком – тотальная инсталляция «Мерцающая память» о воображаемой детской подруге художницы Наташе. Мы наблюдаем постепенное воплощение, опредмечивание этого фантома. На стенах – лайтбоксы с детскими фотографиями Софьи, в каждый снимок интегрирована рисованная Наташа: рассматривает игрушки, позирует на общих фотографиях с праздников. Постепенно Наташа обретает самостоятельность и какую-то одинокую неприкаянность: в воображаемом отрочестве воображаемая подруга гуляет летним днем с коровой и молча стоит на фоне потемневших деревенских домиков. И вот в центре зала, у ковра, мы видим сидящую на стуле почти реальную Наташу – трехмерную куклу, большую и мягкую, в шали и розововолосом парике, с расписанными звездами руками.
Кирилл Бородин и Софья Содерберг создали два очень разных проекта, в которых прочитывается общее настроение – желание защитить своего внутреннего ребенка, дать ему большой, весомый и вполне реальный оберег, и не принципиально, будет ли это тяжелый металлический динозавр или мягкая тряпичная кукла. Важно, что во времена страхов и опасностей эти воображаемые друзья вдруг возвращаются из чертогов памяти, чтобы воплотиться в материале и взять наших внутренних детей за руки.
Выставки «Defensor infantilis» (0+) и «Солнечные сплетения» (12+) работают в галерее «Синара Арт» до 19 июня. Галерея работает ежедневно, с 11:00 до 21:00, кассы открыты до 20:00. Полный билет на все выставки галереи: 250 рублей, льготный – 200 рублей; билет на выставки временной экспозиции: полный – 150 рублей, льготный – 100 рублей.
Источник: Культура Урала
Текст: Анастасия БаймурзинаФото: Георгий Сапожников
© Культура Екатеринбурга - афиша, новости, репортажи