«Крепче руку сожми, чтобы вместе лететь»
О персональной выставке Владимира Селезнева «Ненадежный рассказчик» в Sinara Art Gallery
В июле в Sinara Art Gallery открылась выставка Владимира Селезнева «Ненадежный рассказчик». Центральная тема экспозиции – память – позволила художнику многослойно отрефлексировать разные этапы своего творческого пути. Коллажи, графическая шелкография, печать на ткани и видеоклипы – здесь представлены как проекты прошлых лет, так и первые релизы.
В этот раз галерея Sinara Art работает с приглашенным куратором. Дмитрий Белкин – искусствовед, студент магистерской программы Музея современного искусства «Гараж» и НИУ ВШЭ «Практики кураторства в современном искусстве». Ранее Дмитрий уже сотрудничал с Владимиром Селезневым и свой бакалаврский диплом посвятил изучению его творчества.
«Создавая проект, мы даем куратору не только организационную возможность, но и идейную. Иногда нужен свежий взгляд и на коллекцию, и на авторов. Дмитрий особенно глубоко погружен в творчество Владимира, и поэтому он смог представить на выставке максимально разносторонние аспекты. Поскольку Владимир и Дмитрий плотно сотрудничают, они находят и компромиссы, и точки для совместных размышлений. Это обогащающее сотрудничество и взаимное обучение».
Арина Воробьева, искусствовед, кураторка выставок Sinara Art Gallery
Название выставки – «Ненадежный рассказчик». В литературе так называют героя-повествователя, который сообщает читателю заведомо ложную информацию. Вот и художник предупреждает зрителя на старте: «Не спеши доверять». Мы следуем за автором по вырезкам из его выдумок и воспоминаний, самостоятельно решив, принять или усомниться, считать буквально или додумать. Во многом выставка получилась литературной и кинематографичной. Коллажи выглядят как афиши к бестселлерам проката, фотографии – как выхваченные кадры документалок, эпиграфы к шелкографии – как цитаты комичных или лиричных скетчей.
Входная зона экспозиции интерактивна: зрителя приглашают осесть в старое бабушкино кресло у серванта – в атмосферу фантасмагорий детства, застывших между засаленных страниц приключенческих романов. На полке и журнальном столике – литература, которая окружала Владимира Селезнева в юности: от Жюль Верна до Александра Беляева. Здесь же иллюзия его собственного издания, книга «Падение Зелонга». Страницы пустые, но художник и правда написал историю о межгалактических перипетиях, когда ему было около 14 лет. Позже мы познакомимся с ее главными героями – в центре экспозиции размещены их плоские бюсты. Рядом на стене висит первый подростковый коллаж Селезнева: обрезки советских обоев и графичный Дон Кихот.
Инсталляция становится прологом ко всей выставке, и зритель понимает: здесь нужно не только смотреть по сторонам, но и обращаться ко внутренней кинопленке – той, которая так долго и старательно фиксировала жизнь глазами и сердцем.
«Меня в этой выставке цепляет ностальгия Владимира Селезнева. Я понимаю его любовь к приключенческим фильмам и литературе – это то, что формирует понимание дружбы, детства, любви. То, что обязательно надо прожить. Даже книга “Падение Зелонга” – это такая дань себе юному, когда дело не в отсутствии или наличии художественного опыта, а в непосредственности творческого высказывания, желания создать свое произведение».
Арина Воробьева, искусствовед, кураторка выставок Sinara Art Gallery
Центральная тема экспозиции – память. Память почти всегда меняет образ первоначального факта и накладывает на события эмоциональные фильтры. Чаще человек помнит то, что чувствовал в моменте, а не момент. Воспоминания пропадают, искажаются, трансформируются, и мы сами для себя становимся «ненадежным рассказчиком».
«Воспоминание всегда больше, чем ожидаешь. Оно не точка, один образ, а сеть. За неожиданно увиденной фарфоровой статуэткой из детства вспоминается полка, на которой она стояла, кресло, в котором ты сидел, и книжки, которые читал в тот момент. Воспоминание синтетично и состоит из множества элементов, меняющих свое значение в зависимости от контекста».
Дмитрий Белкин, искусствовед, куратор выставки «Ненадежный рассказчик» (текст из экспликации)
Пространство экспозиции стоит разделить на несколько блоков, которые отличаются и по смыслам, и по жанрам, и по медиумам. Начать осмотр можно с серии «Неизвестные памятники», которая впервые была представлена публике в 2006 году. Через цифровые фотоколлажи Владимир Селезнев переосмыслил монументы Екатеринбурга и Нижнего Тагила, поместив на пьедесталы образы фарфоровых статуэток – еще одна отсылка к бабушкиному серванту. Артефакты детства здесь можно читать как памятники памяти.
«Фигурки – это символы личного пространства и уюта. В публичном пространстве они объединяют образ дома и теплые чувства к городу, где художник работает и живет».
Арина Воробьева, искусствовед, кураторка выставок Sinara Art Gallery
Каркас выставки – совсем новая серия коллажей «Ненадежный рассказчик», к работе над которой Владимир Селезнев приступил в конце 2021 года. Циклично автор возвращается к той форме творчества, с которой начинал еще в детстве, и вновь исследует роль художника спустя длительный период кураторской деятельности. Героини советских модных журналов начала 80-х попадают то в футуристический, то в нуарный антураж: ноги удлиняются, головы отрываются от тел и направляются в полет, взгляды стреляют то ли кляксами, то ли убийственными энергетическими лучами. Черно-белый фотомир, смешиваясь с цветными акварельными подтеками, провоцирует зрительские интерпретации, и чем-то они напоминают сны, когда события лишены логики, но существовать в них приходится, как в реальных. Владимир представляет серию не только в оригинальном исполнении – бумага и наложение, – но и дублирует визуальный ряд в тканях.
«Автономные образы, непохожие на современную рекламу, хотелось наделить памятью, которую они вызывали во мне. Так появилась медитативная и отсылающая к детству техника импровизационного коллажа и игровая стратегия придумывания историй. Эти образы хотелось вывести в предметный мир, очеловечить, поэтому они стали множиться и с листа перешли на соразмерную зрителю ткань. Они становятся почти предметом интерьера, но функцию таким объектам можно придумать самостоятельно».
Владимир Селезнев, художник и куратор, автор выставки «Ненадежный рассказчик» (текст с экспликации)
Серия фотографий «Есть среди нас гении, а есть и засранцы» (2006-2007) и цикл шелкографий «Страницы из ненаписанных книг» (2017-2022) замиксованы между собой. Кадры выглядят как скриншоты беглого человеческого взгляда, когда в идеальную композицию вдруг врезаются чьи-то макушки. Этот прием в фотографии называется «пунктумом» – уколом реальности, который превращает постановочные кадры в повествовательные. Сюжеты фотографий дублируются в контурной технике печати, шелкографии, и сопровождаются драматическими ремарками. И вот в изображении немолодого мужчины на детском аттракционе мы видим сюжет: «Яков Семенович поймал себя на мысли, что впервые за много-много лет он так серьезно задумался о Боге…» .
«Владимир использует свои фотографии и графику по ним как иллюстрации жизни. Он сам добавляет комментарии к изображениям, чтобы создать у зрителя ощущение фильма, саспенса. И в каждой фотографии есть какой-то элемент, требующий диалога».
Арина Воробьева, искусствовед, кураторка выставок Sinara Art Gallery
Долгое время Владимир Селезнев сотрудничал с группами «4 Позиции Бруно», «Птицу ЕМЪ» и «Елочные игрушки»: создавал дизайнерские обложки к альбомам, видеоряды к концертам и клипы. Последний «переулок» зала наполнен электронно-психоделическим звучанием двухтысячных – вдоль стен выстроились обложки альбомов. Даже в своих дизайнерских приемах Владимир использует коллаж и не отказывается от собственного художественного языка: якобы случайные кадры реальности сшиваются с графичными почеркушками, бумажными надрывами, физическими и контекстуальными текстурами. Особенно знаковым экспонатом здесь будет оформление записи «Очень Вкусный Человек» – именно с нее началась первая волна известности «Поз». Все шесть пьес альбома можно послушать тут же и расширить ощущения от экспозиции аудиоконтентом.
Также на выставке представлена запись виджеинга – импровизационный микс кадров, и фильм «Закат конструктора Бархатова», который Селезнев смонтировал из любительских записей, найденных на пермском Мотовилихинском заводе. Фильм заканчивается фразой: «Крепче руку сожми, чтобы вместе лететь», – лететь вместе с художником по его фэнтезийным мирам или собственным порталам памяти. Или вперед, за пределы галереи, сквозь нестабильность и опасность сегодняшнего дня, добавляя в будни ярких выдуманных пятен.
Выставка Владимира Селезнева «Ненадежный рассказчик» будет открыта в Sinara Art Gallery до 28 августа. Стоимость билета: 200 рублей, льготный – 100 рублей. Билеты можно приобрести на сайте и в кассах «Синара Центра».
—
Источник: © Культура Екатеринбурга - афиша, новости, репортажи