Что первично: память или место?
В Галерее Синара Арт открыли выставку о репрессиях
Проект «Место страха» Артема и Алины Киселевых рассказывает о здании НКВД в Магнитогорске, где во время Большого террора допрашивали, пытали, расстреливали. Сейчас дом заброшен, но художники вновь проявляют его в коллективной памяти, заставляя и нас вспомнить о прошедших в стране событиях. Каким образом им удалось рассказать об этом месте страха, и почему магнитогорская история важна для Екатеринбурга, размышляем в нашем тексте.
Два небольших зала галереи погружены в полумрак. Окна закрыты полотнами-фотографиями с изображением наполовину захваченных растительностью стен полуразрушенного здания. Оттого они выглядят порталами в место, о котором рассказывают Артем и Арина Киселевы — магнитогорское НКВД. Порталами, из которых в Галерее Синара Арт уже проросли деревья, просочились кусочки здания — доски, обрывки колючей проволоки, даже ящик от чьего-то рабочего стола. Большинство из представленных предметов и правда прибыло в Екатеринбург из покинутого здания в Магнитогорске.
Часть экспонатов — реди-мейд (объекты, которые художник берет из окружающей среды и представляет как предмет искусства), другую переработали авторы. В брус воткнули гвозди, тряпки перекрасили в ярко-красный цвет и туго обвязали веревкой, доски частично покрасили в черный — будто опалили. Крупные спилы деревьев наполовину залили бетоном, создав яркий образ, характеризующий отношение художников к периоду Большого террора. Его неестественной жестокости, которая душит, помещает в рамки, уничтожает любую индивидуальность — выставка противопоставляет природное-человеческое искусственному-репрессивному.
На одной из стен помещения повесили огромную фотографию монументальной живописи с портретом Ленина — это доминанта экспозиции, самый большой по размеру экспонат. Но смотреть на него не хочется. Гораздо интереснее разглядывать портреты жителей Магнитогорска, попавших под репрессивную машину. Их изображения перенесли на спилы деревьев. Или и вовсе уйти в соседнюю комнату с видеоинсталляцией, в которой на будто парящие в воздухе телогрейки проецируются кадры с качающимися на ветру ветками. Над всем этим слышны звуки, которые Арина и Артем Киселевы поймали на диктофон в брошенном доме: лай собак, шаги, шелест листьев.
Выставка проходит в рамках программы поддержки молодых художников «Новость». Приглашенные из Магнитогорска авторы не впервые работают с локальным контекстом, с его помощью они рассказывают об исторической памяти и коллективных травмах. Проект Галереи «Синара Арт» родился из рефлексии семейного опыта художников: дедушка и бабушка Алины прошли через отдел магнитогорского НКВД и, несмотря на весь ужас того времени, выжили; дедушку Артема расстреляли. «Для нас эта выставка особенно ценна тем, что в программе «Новость» она первая сосредотачивается не на внутрихудожественных вопросах и творчестве как таковом, но поднимает серьезную проблему, касающуюся целого поколения. При этом Артем и Алина из Магнитогорска, что позволяет нам расширить географию и посмотреть на искусство большого Урала», — отметил куратор программы «Новость» Лев Шушаричев.
В Екатеринбурге тоже помнят о времени репрессий 1937-1938 годов, потому рассказанная художниками история нам вовсе не чужда. Только наше Ленина, 17 не руинировано – сегодня в этом здании работает Главное управление МВД России по Свердловской области. В Магнитогорске же здание строили специально для репрессивного аппарата, а после того, как оно выполнило свою функцию, оказалось забытым, вычеркнутым из памяти горожан. Создатели «Места страха» сознательно избавили выставку от большого количества сопроводительного текста. Несмотря на то, что Артем и Алина Киселевы подошли к изучению Большого террора в Магнитогорске основательно — общались с историками и изучали архивы, — для художников и куратора важно было создать атмосферу, энергетику выбранного места, и у них получилось.
«Одна из основных тем экспозиции — то, как природа возвращает здание себе. Вместе с авторами мы размышляли, может ли она хранить память о том, что происходило в этом здании когда-то, и передавать ее нам. Ведь такой объем человеческой энергии, страданий не может не оставить свой отпечаток», — рассказал Лев Шушаричев. Понятие «место памяти» в начале 80-х годов XX века ввел французский ученый Пьер Нора, заявив, что такие территории призваны создавать представления общества о самом себе и своей истории. На наш взгляд, здесь важнее не сами территории, а наши воспоминания о них, которые заставляют людей вновь и вновь обращать внимание даже на полузабытые развалины и осмыслять связанные с ними события. Возможно, во всем виновата склонность людей предписывать особый символизм некоторым местам, но выставка галереи «Синара Арт» способна доказать, что это не минус человеческой природы, а ее достоинство.
Выставка «Место страха» продлится до 20 июня. Событийная программа:
2 июня 19:00 — лекция Светланы Быковой «Вербальные образы сокрытого: мир советской тюрьмы 1930-х годов в автобиографических текстах»;
9 июня 19:00 — ридинг-группа, чтение книги Николая Эппле «Неудобное прошлое: память о государственных преступлениях в России и других странах»;
17 июня 19:00 — лекция Елены Шушариной «Краски памяти».
---
Источник: http://культура.екатеринбург.рф/articles/678/i291015/
© Культура Екатеринбурга - афиша, новости, репортажи